Дополнительное образование в ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Твери
ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г.Твери создан 4 апреля 1995 года по инициативе общественной организации родителей детей-инвалидов.
Юридический и фактический адрес: 170003, Россия, г. Тверь, шоссе Петербургское, д. 48
Контактные реквизиты
Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Телефон: +7 (4822)55-51-71, +7(4822)55-25-07.
Ведомственная принадлежность – Министерство социальной защиты населения Тверской области.
Право владения помещением: Безвозмездное пользование имуществом, закреплённым на праве оперативного управления за учреждением.
Год постройки – 1951год
Площадь помещения – 1077,8 м2
Финансовое обеспечение осуществляется из областного бюджета Тверской области.
Профильная деятельность ведётся с 1995 года
Основной вид деятельности: предоставление социальных услуг без обеспечения проживания.
С 01 января 2015 года вступил в силу ФЗ от 28.12.2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», согласно ему государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Твери (далее - учреждение) оказывает следующие услуги:
- Социально-бытовые;
- Социально-медицинские;
- Социально-психологические;
- Социально-педагогические;
- Социально-трудовые;
- Социально-правовые;
- Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничение жизнедеятельности.
Цель и предмет деятельности:
Целью деятельности является оказание услуг в сфере социальной защиты населения Тверской области.
Предметом деятельности учреждения является оказание услуг (выполнение работ) и социальное сопровождение в целях обеспечения реализации программ социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 18 лет.
Основное направление деятельности:
- Полустационарное социальное обслуживание;
- Содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение);
- Иные виды деятельности (выявление в городе всех детей-инвалидов, ведение компьютеризированной базы данных о таких детях, раннее выявление и сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, разработка и реализация мероприятий по профилактике заболеваний, угрожающих развитию инвалидности и формированию хронических заболеваний, осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, проведение мероприятий по увеличению объёма предоставляемых услуг и улучшению их качества.
ДИРЕКТОР: Данилова Ольга Анатольевна. Тел.+7(4822)55-25-51
ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР: Сосновская Надежда Прокофьевна Тел.:(4822) 55-28-73
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ: Николаева Татьяна Евгеньевна. Факс/Тел.: (4822)55-25-07
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ РАБОТЕ: Козлова Елена Вячеславовна. Факс/Тел.: (4822)55-25-07
ПЕРВИЧНЫЙ ПРИЁМ: Специалист по социальной работе: Годова Анастасия Андреевна. Тел.:(4822)55-51-71
Учреждение работает по графику реабилитационно-воспитательного года.
Приём детей в Реабилитационный центр производится на основании Протокола о признании гражданина нуждающимся в получении социальных услуг Комиссией Государственного казённого учреждения Тверской области Центра социальной поддержки населения г. Твери и решения консилиума специалистов Центра.
В Реабилитационном центре с ребёнком работают специалисты медицинского, психолого-педагогического и социального блоков.
Количественный состав специалистов Центра, осуществляющих образовательную и коррекционную деятельность - 12.
Справка о персональном составе педагогических работников.pdf
Образовательная программа
Образовательная деятельность в Государственном бюджетном учреждении «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Твери осуществляется по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с ограниченными возможностями в возрасте от 2 до 14 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» разработана на основе программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Под ред. Стребелевой Е.А., Екжановой Е.А. - М.: Просвещение, 2010.
- составлена с целью организации работы с детьми – инвалидами.
- форма обучения - очная.
- Все занятия проводятся на государственном языке Российской Федерации.
- ФГОС не предусмотрен.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа обеспечивает разностороннее развитие детей с ограниченными возможностями в возрасте от 2 до 14 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» разработана на основе программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Под ред. Стребелевой Е.А., Екжановой Е.А. - М.: Просвещение, 2010.
Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребёнка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребёнка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации. Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями в возрасте от 2 до 14 лет. В программе представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребёнку и его близким.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников. Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребёнка, максимально возможное восстановление прав такого ребёнка на наследование социального и культурного опыта выражают цель и определяют значение реабилитации средствами образования.
Основными целями специального дошкольного воспитания являются создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств. В реабилитационном центре решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребёнка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребёнка.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных качеств.
Коррекционный блок задач направлен:
- во-первых, на формирование способов усвоения детьми с ограниченными возможностями социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
- во-вторых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка;
- в-третьих, на преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом.
Наиболее значимым в коррекционной работе является формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.
Блок образовательных задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщённых представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода.
Все перечисленные задачи решаются коллективом специалистов реабилитационного центра.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребёенка с первых дней его пребывания в реабилитационном центре.
Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями интеллектуального развития, с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА), с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.), с генетическими (хромосомными) нарушениями (синдром Дауна и т.д.) с учётом их психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Актуальностьсоздания программы для обучения детей–инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями интеллектуального развития, с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА), с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.), с генетическими (хромосомными) нарушениями (синдром Дауна и т.д.) в системе РЦ обусловлена наличием воспитательного, образовательного и коррекционного потенциала дополнительного образования, поиском новых возможностей развития, реабилитация и социализация детей-инвалидов, необходимостью создать не просто доступную среду, а включение самого ребёнка в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учётом его индивидуальных способностей, психофизических особенностей, интересов, ценностных ориентаций.
Педагогическая целесообразность общеобразовательной программы определена тем, что её реализация основана на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь детям-инвалидам максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни, посредством реализации дополнительных образовательных программ, направленных на формирование и развитие творческих способностей воспитанников, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, познавательном, речевом, эмоциональном и физическом совершенствовании, формирование трудовых навыков, обеспечение их адаптации к жизни в обществе. Основное предназначение - удовлетворение многообразных потребностей детей - инвалидов в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного школьного обучения.
Новизна программы заключается в том, что в современных условиях дополнительное образование является полноправным партнёром общего образования. Оно способствует развитию познавательных интересов и творческих способностей, удовлетворению индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и выступает гарантом поддержки, детей – инвалидов.
Календарный учебный график
Календарный учебный график разработан в соответствии с Программой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».
Календарный учебный график регламентирует общие требования к организации образовательного процесса в учреждении и предназначен для чёткой организации деятельности педагогического коллектива в учебном году.
В календарном учебном графике на 2020-2021 учебный год отражены все элементы работы учреждения, касающиеся режима, продолжительности занятий.
Календарный учебный график.pdf
Численность воспитанников (сведение на 02.09.2020 г.)
В ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Твери на начало 2020-2021 учебного года обучаются по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам 126 воспитанников.
Материально-техническое обеспечение предоставления образовательных услуг
Справка о материально-техническом обеспечении.pdf
Охрана здоровья детей включает в себя комплекс мероприятий, осуществляемый согласно плана. Система работы по охране здоровья воспитанников направлена на обеспечение безопасности образовательного пространства ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Твери.
Основными задачами в области охраны здоровья воспитанников и обеспечения безопасности образовательного пространства являются:
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение норматино-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками РЦ требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении стандартных/нестандартных опасных ситуаций; оснащение учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
- Обеспечение безопасной эксплуатации зданий, оборудования и технических средств обучения;
- Формирование у воспитанников первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
- Создание системы сотрудничества с семьями по обеспечению безопасности ребёнка вне учреждения (дома, на улицах города, на природе), формирование основ безопасного поведения взрослых в стандартных/нестандартных опасных ситуациях.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Информационная база РЦ оснащена:
- электронной почтой
- выходом в Интернет
- локальной сетью
Использование электронных образовательных ресурсов в доме-интернате.
- Разработка мультимедийных презентаций
- Использование сети Интернет
- Использование компьютерных игр в образовательной деятельности
- Изготовление печатной продукции: тематических выпусков газет, буклетов.
Состояние материально-технической базы ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Твери соответствует требованиям к современному уровню образования и санитарным нормам.
В РЦ имеется система видеонаблюдения.
Коррекционно-развивающая программа
Коррекционно-развивающая программа Екжановой, Стребелевой.pdf