Образование

В ГБУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограничеными возможностями" г. Твери образовательная деятельность реализуется по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание"

ЛИЦЕНЗИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В ГБУ "РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ" Г. ТВЕРИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ "КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ"

 

Форма обучения - очная

Все занятия проводятся на государственном языке Российской Федерации

ФГОС не предусмотрен

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа обеспечивает разностороннее развитие детей с ограниченными возможностями в возрасте от 2 до 14 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:

  • «Здоровье»,
  • «Социальное развитие»,
  • «Физическое развитие и физическое воспитание»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Формирование деятельности»,
  • «Эстетическое развитие"

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» разработана на основе программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Под ред. Стребелевой Е.А., Екжановой Е.А. - М.: Просвещение, 2010.

Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребёнка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребёнка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации. Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями в возрасте от 2 до 14 лет. В программе представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребёнку и его близким.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников. Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребёнка, максимально возможное восстановление прав такого ребёнка на наследование социального и культурного опыта выражают цель и определяют значение реабилитации средствами образования.

Основными целями специального дошкольного воспитания являются создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств. В реабилитационном центре решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребёнка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребёнка.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных качеств.

Коррекционный блок задач направлен:

  • во-первых, на формирование способов усвоения детьми с ограниченными возможностями социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
  • во-вторых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка;
  • в-третьих, на преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом.

Наиболее значимым в коррекционной работе является формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

Блок образовательных задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщённых представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода.

Все перечисленные задачи решаются коллективом специалистов реабилитационного центра.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребёенка с первых дней его пребывания в реабилитационном центре.

Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями интеллектуального развития, с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА), с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.), с генетическими (хромосомными) нарушениями (синдром Дауна и т.д.) с учётом их психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Актуальность создания программы для обучения детей–инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями интеллектуального развития, с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА), с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.), с генетическими (хромосомными) нарушениями (синдром Дауна и т.д.) в системе РЦ обусловлена наличием воспитательного, образовательного и коррекционного потенциала дополнительного образования, поиском новых возможностей развития, реабилитация и социализация детей-инвалидов, необходимостью создать не просто доступную среду, а включение самого ребёнка в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учётом его индивидуальных способностей, психофизических особенностей, интересов, ценностных ориентаций.

Педагогическая целесообразность общеобразовательной программы определена тем, что её реализация основана на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь детям-инвалидам максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни, посредством реализации дополнительных образовательных программ, направленных на формирование и развитие творческих способностей воспитанников, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, познавательном, речевом, эмоциональном и физическом совершенствовании, формирование трудовых навыков, обеспечение их адаптации к жизни в обществе. Основное предназначение - удовлетворение многообразных потребностей детей - инвалидов в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного школьного обучения.

Новизна программы заключается в том, что в современных условиях дополнительное образование является полноправным партнёром общего образования. Оно способствует развитию познавательных интересов и творческих способностей, удовлетворению индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и выступает гарантом поддержки, детей – инвалидов.

 

ПРАКТИКИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ

не предусмотрены

 

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

не предусмотрены

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Образовательный процесс в ГБУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" г. Твери проходит в соответствии с учебным планом

Учебный план на 2022-2023 г.

Учебный план на 2021-2022 г.

Учебный план на 2020-2021 г.

 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года №273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Календарный учебный график регламентирует общие требования образовательного процесса в учреждении и предназначен для деятельности педагогического коллектива.

Календарный учебный график на 2022-2023 г.

Календарный учебный график на 2021-2022 г.

Календарный учебный график на 2020-2021 г.

 

О ЧИСЛЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

В ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Твери

на начало 2020-2021 учебного года обучаются по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 126 воспитанников

на начало 2021-2022 учебного года - 134 воспитанника

Численность воспитанников на 2022-2023 уч. год - 136

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЖИМ ДНЯ

Режим дня