Советы родителям гиперактивных детей

Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медико-нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики и требующий комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической(с 5 до 10 лет).

Гиперактивность переходит в импульсивность и сохраняется во взрослой жизни. Это работа структур мозга, его не переделать, но можно приспособиться, зная признаки гиперактивности и работу с гиперактивными детьми. Для постановки диагноза необходимо наблюдать в течении 6 месяцев, но вы живете с детьми и можете отметить про себя , является ли ваш ребенок гиперактивным.

Диагностические критерии гиперактивности:

  1. Двигает кистями, стопами, кружится, вертится, стучит.
  2. Встает с места на занятии без спроса.
  3. Бесцельная активность.
  4. Не может спокойно, тихо играть.
  5. Находится в постоянном движении.
  6. Постоянно болтлив.
  7. Импульсивен — отвечает на вопросы, не дослушав их.
  8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  9. Часто мешает другим, пристает к окружающим, вмешивается в беседы или игры других ребят.

 

Практические советы для родителей с гиперактивными детьми:

1. Изменение поведения взрослого и его отношение к ребенку:

  • проявлять твердость и последовательность воспитания
  • помнить, что поступки ребенка не всегда являются умышленными
  • контролировать поведение ребенка, не навязывая жестких правил
  • не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет», «нельзя» (например: «Сейчас же прекрати, перестань!»)
  • избегайте, с одной стороны чрезмерной мягкости, с другой стороны завышенных требований к ребенку
  • реагируйте на действия ребенка неожиданными способами (например: пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного)
  • повторите свою просьбу спокойно, одними и теми же словами, не меняя фразу много раз
  • не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно произнес извинения за поступок (можно произнести за него, например: «Ты хочешь извиниться за свой поступок?»)
  • выслушайте до конца то, что хочет сказать ребенок (необходим контакт, ребенку надо чтобы его выслушали);

2. Изменение психологического климата в семье:

  • уделяйте ребенку достаточно времени
  • проводите досуг вместе с семьей
  • не допускайте ссор в присутствии детей

3. Организация режима дня:

  • установите твердый распорядок дня ребенка и членов семьи
  • оградите ребенка от длительных занятий на компьютере; (норма 10 -15 мин. в день)
  • по возможности избегайте больших скоплений людей

4. Специальная поведенческая программа:

  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошее поведение и наказаний за плохое (можно использовать знаковую систему, например — жетоны, фишки, медальки и т.д. — накопление определенного их количества и отражение их в какой-либо форме)
  • не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразно использовать спокойное сидение (в углу, на стуле штрафников, в определенном ограниченном месте)
  • чаще хвалите ребенка, т.к. дети очень чувствительны к похвалам, поощрениям
  • воспитывайте у ребенка навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом, агрессией (предложите побить подушку, мягкую спортивную «грушу»)
  • постепенно расширяйте кругозор обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком
  • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время
  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка
  • не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям
  • не давайте ребенку одновременно несколько указаний или заданий.

Помните, что убедительные речи с гиперактивными детьми — это потерянное время.

Наиболее действенное средство — это убеждение через «тело» (не смотреть телевизор, не играть в компьютер, лишить удовольствия, лакомства).

 

Советы:

  • если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, не стоит бросаться к нему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам
  • оценивайте отдельно поступок ребенка, а не его личность
  • давайте понять ребенку, что ответственность за поступок лежит на нем