Переход к занятиям за столом

Переход к деятельности за столом происходит тогда, когда ребенок в свободной игре начинает выбирать предметную деятельность и удерживаться на ней 10 минут. На первых этапах мы переносим интересующую ребенка деятельность за стол.

Вот некоторые рекомендации, чтобы сделать этот переход менее болезненным для ребенка и энергозатратным для взрослого:

  • Подобрать поощрение, за которое будет ребенок работать.
  • Поощрять ребенка надо сразу, не отсрочено во времени.
  • Для занятий должно быть отведено строго определенное место в комнате (стол), который используют только на время занятий. Каждый раз необходимо пояснять, что это место не для игр, а для занятий. «Когда позанимаемся – уберем стол, и можно будет играть».
  • Чтобы ребенок мог ориентироваться, сколько времени осталось заниматься, вводим наглядное расписание. Например: Две карточки: Сначала(задание)- потом(то, что хочет ребенок). Или после вводим карточки с обозначением конкретных заданий. Выкладываем их в ряд. Когда задание выполнено, убираем карточку. Закончились карточки, закончилось занятие.
  • Постепенно увеличиваем время занятия(от 5 до 30 мин).
  • Подбираем на занятие интересные достаточно легкие для ребенка задания (на уровень актуального развития). Впоследствии чередуем более сложные и легкие задания. В любом случае 70% времени ребенок должен выполнять задания соответствующие уровню актуального развития (то, что он может делать сам без помощи взрослого).
  • В течение занятия соблюдаем принцип смены деятельности: «Выполнил упражнение по просьбе взрослого - можешь сделать упражнение по своему выбору».
  • Обязательно следим за тем, чтобы ребенок доделывал задание до конца. Если он не делает этого, то сидит до тех пор, пока взрослый не доделает это задание за него. Периодически предлагая ребенку присоединиться (даем в руку деталь от задания). Если он выбегает из-за стола, возвращаем его обратно. Указываем на то, что пока не будет выполнено задание, уйти он не может. Возвращая его внимание к наглядному расписанию.
  • Обговариваем срок окончания упражнения. Например, «Сделаем еще раз и будем убирать». Но обязательно придерживаться установленной вами нормы выполнения задания.
  • Смена заданий должна происходить в достаточно быстром темпе, чтобы ребенок не успел отвлечься.
  • Если сбрасывает предметы со стола, то добиваемся, что бы собрал. Или собираем руками ребенка и хвалим его при этом.
  • Произносим коротко и четко инструкции и комментарии, относящиеся к решаемому заданию. Перед произнесением инструкции налаживаем контакт глаза в глаза.
  • Занятия должны заканчиваться на положительном эмоциональном фоне (поощрение, игра, которая ребенку нравится и получается).