Кабинеты, открытые в ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Твери на базе нового отделения ранней помощи, открытого и оборудованного благодаря реализации Комплекса мер по формированию инфраструктуры служб ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Тверской области.
В отделении ранней помощи с детьми работают следующие специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
За время реализации Комплекса мер в отделении прошли реабилитацию более 50 семей, воспитывающих детей с ОВЗ раннего возраста.
Комната альтернативной коммуникации
В отделении ранней помощи работает специально оборудованная комната, на базе которой дети с ограниченными возможностями проходят занятия по сенсорной интеграции.
Это базовый набор оборудования: горка для катания, качели, маты напольные, мягкий конструктор, доски для ходьбы, сухой бассейн, мячи.
От обычной сенсорной комнаты, эта отличается тем, что здесь сделан упор не на световом и звуковом стимулировании сенсорных каналов, а на развитии вестибулярного аппарата и тактильных ощущений.
В результате многолетнего опыта и исследований ученые пришли к выводу, что школьная неуспеваемость, поведенческие трудности, сложности общения со сверстниками, гиперактивность, частые капризы – не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания и планомерных занятий.
Данная категория детей испытывают трудности в овладении собственным телом. Человек с нарушением сенсорной интеграции не может воспринимать все и сразу. Сигналы в мозге не успевают обрабатываться. Это можно сравнить с автомобильной пробкой в центре города, с каждой минутой напряжение нарастает, скапливается все больше машин, происходят аварии.
Именно двигательное развитие является проблемой и в речевом, и в поведенческом плане, т.к. если есть проблемы с движениями, освоением пространства, они могут сопровождаться проблемами в речи, усидчивости, поведении, и в целом в восприятии.
Главная особенность комнаты сенсорной интеграции — не в установленных качелях и горках, а в той методике работы с детьми, которую реализуют специалисты на данном материале.
Развитие сенсорной интеграции поможет детям с различными нарушениями: поведения, речи, мышления, эмоциональной сферы.
Специалисты работают с детьми с различными диагнозами: задержка психического и речевого развития, умственная отсталость, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич, гиперактивность, школьная неуспеваемость, агрессивность, энурез и др.
Комната семейного общения «Наш особый малыш»
В зависимости от проблематики и возраста ребенка используются разные приёмы и методы работы в комнате «Наш особый малыш». Для подбора игр и занятий мы используем различную методическую литературу. Но в предложенных играх не ищем готовых рецептов, педагогам предоставляется возможность для самостоятельного творчества. Занятия в раннем возрасте проводятся в индивидуально и в малых группах, что снижает тревожность малыша. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития ребенка. Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей адаптации детей, их эмоциональных реакций.
А самое главное в том, что занятия проводятся в присутствии родителей. Происходит непосредственное общение со специалистом, решаются важные вопросы воспитания и обучения ребенка в равных партнёрских отношениях.
Комната когнитивного развития
Дидактические материалы призваны помочь ребенку познать мир через органы чувств, развитие сенсорики и моторики. Все дидактические материалы можно условно поделить на несколько групп. Для детей раннего возраста предназначены пирамидки, погремушки, бусины, шнуровки, сенсорные мешочки, диски, простейшие пазлы, настенные и настольные модули. Для обучения практическим навыкам можно воспользоваться функциональными игрушками: кухонные принадлежности, предметы обихода, рамки с пуговицами, застежками и кнопками. Для развития предметных манипулятивных действий можно использовать тактильные таблички, вкусовые баночки, шумовые цилиндры. Для музыкального развития – шумовые игрушки, молоточки, гремелки.
Данная педагогическая система основывается на следующих принципах:
- 1. свобода выбора;
- 2. минимум помощи со стороны педагога;
- 3. предоставление дидактического материала;
- 4. самостоятельный контроль ошибок;
- 5. разновозрастность детей;
- 6. отсутствие оценок и соревновательности.
Диагностический центр
Диагностика детей проводится по программа KID RCDI для точной оценки развития ребёнка.
Шкала KID предназначена для оценки уровня развития детей в возрасте от 2 до 16 месяцев, а также тех детей, чей биологический возраст больше указанного, но возраст развития не превышает 16 месяцев.
Данная диагностика проводится с целью:
- проведения простого общедоступного обследования больших групп детей и выявления детей, отстающих в развитии.
- разработки программ раннего вмешательства с учетом выявленного возраста развития ребенка по ("профилю развития").
- прослеживания динамики развития детей, отстающих в какой-либо области, за которыми велось регулярное наблюдение.